Выбор зарядного устройства для аккумулятора автомобиля

Зарядное устройство – уже привычная для всех нас штука, необходимая для зарядки средств мобильной связи. А что же с автомобилем, который, как известно, не роскошь, а средство передвижения?

Если о двигателе автомобиля говорят, что это его сердце, то про аккумулятор можно сказать, что это его синусовый узел. Ничего не знаете о синусовом узле? Примерно столько же знает начинающий автомобилист про аккумулятор. Но без разговора о зарядном устройстве информация про аккумулятор будет неполной, так как они взаимосвязаны – там где есть один, нужен и второй.

Что же важно знать при выборе зарядного устройства?

Вопрос первый – зависит ли выбор зарядки для аккумулятора от типа аккумулятора? Действительно, ведь аккумуляторные батареи (АКБ) по типу протекающих в них химических реакций бывают двух типов – кислотные и щелочные. Кислотная АКБ – свинцовая. Щелочные АКБ – никель-кадмиевая, никель-металгидридная, литий-ионная. Оказывается, что для кислотной АКБ более предпочтителен систематический, т.е. регулярный подзаряд. Никель-кадмиевая АКБ требует полного разряда перед зарядкой, а новая – трехразового цикла «разряд-заряд». Следовательно, для зарядного устройства было бы неплохо иметь возможность работы на разных режимах в зависимости от типа АКБ. Кстати, кислотные АКБ более популярны для автомобилей, и для них подходят любые зарядные устройства.

Общее для всех типов аккумуляторов

Общим для всех типов АКБ является необходимость заряда до максимального предела. Отсюда вопрос второй – чем определяется предел заряда? Он определяется электрической емкостью, т.е. количеством тока, который отдаст (или получит?) батарея за некоторое время. Емкость батареи измеряется в ампер-часах и указывается на ее поверхности изготовителем. От емкости АКБ и величины тока зарядного устройства зависит время заряда, которое можно определить, разделив емкость аккумулятора на заданное значение тока и добавив еще 10% от полученной величины.

Таким образом, для ускорения процесса зарядки требуется зарядное устройство на автомобиль, обеспечивающее большую величину тока. Однако следует учитывать, что при более быстрой зарядке не гарантирована полная зарядная емкость. Для обеспечения полной зарядной емкости требуется постепенно снижать зарядный ток. Это называется системой автоматического уменьшения тока, которая автоматически отключает процесс зарядки при полной зарядной емкости АКБ.

Удобно то, что процесс зарядки имеет одинаковый принцип действия для всех зарядных устройств. Суть этого процесса в том, что напряжение в доступной обычно сети 220 В и ток переменный, а в сети автомобиля – 12 В и ток постоянный. Следовательно, зарядное устройство (ЗУ) должно понижать напряжение и выпрямлять ток. Необходимое для спокойной гарантированной зарядки значение силы тока определяют как 1/10 емкости АКБ.

Какие виды зарядных устройств бывают?

Все ЗУ конструктивно делятся на трансформаторные и импульсные, что означает способ выпрямления тока. Трансформаторные ЗУ более тяжелые и габаритные. Импульсные ЗУ не имеют трансформатора, так как работают на преобразованных более высоких частотах. Импульсные аппараты все больше вытесняют трансформаторные, в том числе и потому, что они имеют небольшой вес и габариты.

По типу зарядки ЗУ делятся на:

  • зарядно-предпусковые, которые подзаряжают и заряжают АКБ и допускают подключение без отключения от бортовой сети;
  • зарядно-пусковые, которые требуют отключения от бортовой сети во избежание сжигания бортового электрооборудования;
  • комбинированные, которые сочетают в себе преимущества первых двух типов.

Импульсные аппараты имеют дополнительную защиту от замыкания в случае неправильного присоединения клемм ЗУ на АКБ.

На основе разобранных моментов можно отметить следующие рекомендации к выбору ЗУ для АКБ.

  1. Уровень тока ЗУ определяют по известной емкости АКБ и необходимости в быстрой зарядке, но желательно, чтобы был запас.
  2. Стоит выбирать полностью автоматический прибор, обеспечивающий комбинированный режим заряда.
  3. Выходное напряжение ЗУ должно соответствовать параметрам АКБ и бортовой сети (у большинства легковых авто – это 12 В).
  4. Нужно учитывать возможность использование ЗУ при критических температурах (т.е. в мороз или жару).
  5. Также учитывайте способ подключения ЗУ к сети (от электрической сети или от прикуривателя).
  6. Необходимо обязательно ознакомиться с инструкцией на прибор.

В целом современные ЗУ достаточно просты и понятны для использования. Но следует помнить, что как это безопасное, но вместе с тем серьезное оборудование, которое при неправильном применении может испортить электрическую систему автомобиля.

Качество ЗУ, выпускаемых различными производителями, достаточно ровное. Основным критерием для окончательного решения о выборе являются отзывы заслуживающих доверия знакомых автомобилистов или рекомендации специалиста по ремонту автомобилей.

Меню
Позвонить сейчас